23 мая Советом депутатов Курманаевского района принят отчет об исполнении районного бюджета за 2024 год.

Первоначально утвержденный размер районного бюджета составлял 746,7 млн. рублей по доходам и расходам, без дефицита. В течение года 2 раза в районный бюджет вносились изменения, в результате которых доходная часть увеличилась на сумму 31,9 млн. рублей и составила 778,7 млн. рублей, расходная часть приросла на 76,1 млн. рублей и составила 822,9 млн. рублей. Основные параметры исполнения плановых значений представлены в следующей таблице.

Традиционно в структуре доходов районного бюджета основная часть – это безвозмездные поступления – 60 %, доля налоговых платежей – 29 %, неналоговых поступлений – 11 %.

Основным источником налоговых доходов районного бюджета – 83 % продолжает оставаться налог на доходы физических лиц (НДФЛ). В 2024 году на территории района налоговой службой собрано 192,9 млн. руб., что на 48,9 млн. руб. больше уровня прошлого года. План поступлений исполнен на 109,7 %. Значительную долю поступлений обеспечили налогоплательщики нефтяной отрасли.

Следующий налоговый источник – налоги на совокупный доход – это налоги, уплачиваемые при применении специальных режимов налогообложения. Исполнены в размере 101,8 % к уточненному плану, а к первоначальному, рассчитанному ИФНС плану получено дополнительно 14,0 млн. рублей.
Прочие доходы, включая доходы от государственной пошлины, взимаемой за осуществление юридически значимых действий, составили 3,1 млн. рублей, что составило 118,3 % к уточненному плану, что на 1,0 млн. рублей больше уровня 2023 года.
Вторая составляющая часть рассматриваемой группы доходов – неналоговые доходы, в составе которых: доходы от аренды и продажи муниципального имущества, платные услуги, плата за пользование природными ресурсами и штрафы. Поступление неналоговых доходов за 2024 год увеличилось на 4,9 млн. руб. к уровню прошлого года и составило 85,0 млн. рублей.

Следующая и большая часть доходов – безвозмездные поступления. Из областного и федерального бюджетов в 2024 году в районный бюджет направлено 479,4 млн. рублей, увеличение поступлений к уровню 2024 года – 77,5 млн. рублей. В общем объеме безвозмездных поступлений:
– субвенции составляют 51 % (242,6 млн. руб. с увеличением к 2023 на 30,1 млн. рублей);
– дотации составляют 19 % (92,4 с уменьшением к 2023 на 21,7 млн. рублей);
– иные межбюджетные трансферты – 14 % (66,8 млн. руб. с ростом на 13,9 млн. рублей к уровню 2023 года);
– субсидии составляют 15 % (73,4 млн. руб. с увеличением на 52,9 млн. рублей к уровню 2023 года).
В прошлом году в составе прочих безвозмездных поступлений имели место средства пожертвований на определенные цели в сумме 4,2 млн. рублей.

В целом же исполнение доходной части бюджета осуществлено в соответствии с уточненными плановыми показателями на 102,2 %. Общая сумма расходов районного бюджета на 2024 год утверждена в сумме 822,9 млн. рублей, исполнение составило 817,7 млн. рублей или 99 % от плана. Увеличение расходов к уровню 2023 года – 204,8 млн. рублей. В течение года своевременно и в полном объеме выплачивалась заработная плата работникам бюджетной сферы, обеспечены текущие расходы и отсутствие просроченной задолженности по обязательствам муниципальных учреждений.

Говоря о расходах районного бюджета, отмечу их программный характер. В 2024 году было реализовано 16 муниципальных программ. Фактическое исполнение составило 804,6 млн. рублей, доля программных расходов – 98,4 % районного бюджета. В текущем году осуществлена оценка эффективности реализации МП и оценки из 19 действующих муниципальных программ, все 19 имеют высокий уровень эффективности.
В рамках реализации национального проекта «Образование», регионального проекта «Успех каждого ребенка» в 2024 г. произведен ремонт спортивного зала Гаршинской школы, расходы составили 3,6 млн. рублей.
Выполнение задач, поставленных в «майских» указах Президента, были взяты на особый контроль, осуществлялся постоянный мониторинг реализации мероприятий региональных проектов, в том числе – в рамках проектной деятельности Администрации района. Совместно с главными распорядителями бюджетных средств проведена интеграция показателей региональных проектов в муниципальные программы.
Приоритетным направлением работы в течение года стало достижение показателей средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы. Показатели, установленные соглашениями с органами исполнительной власти Оренбургской области, достигнуты.
Основную долю в расходах районного бюджета – 55 % – составляют расходы на оплату труда и страховые взносы (451,6 млн. рублей).
Районный бюджет в 2024 году сохранил свою социальную направленность.
На финансирование отраслей социальной сферы израсходовано 613,1 млн. рублей, что составляет 75 % от общего объема расходов районного бюджета.
Самые значительные расходы произведены на образование – это 502,3 млн. рублей, что составляет 82 % расходов на социальную сферу и 61 % от общего объема расходов районного бюджета.
В рамках реализации проекта «Точка роста» произведен капитальный ремонт в МАОУ «Андреевская СОШ», расходы составили 5 200,0 тыс. рублей.
В рамках реализации мероприятий, направленных на модернизацию объектов муниципальной собственности для размещения дошкольных образовательных организаций в Гаршинском д/с проведены работы по замене кровли размере 5 800,0 тыс. рублей и Ефимовском д/с на сумму 6 200,0 рублей.
В рамках реализации регионального проекта «Современный облик сельских территорий» проведен капитальный ремонт ЦДТ с. Курманаевка. Расходы составили 19 339,5 тыс. рублей (в т. ч. средства МБ- 518,2 тыс. рублей, спонсоры – 2 067,0 тыс. рублей). Кроме этого средства районного бюджета направлялись на установку системы противопожарной защиты, видеонаблюдения и другое – 1 135,0 тыс. рублей.
За счет средств дотации на выравнивание из областного бюджета, проведен капитальный ремонт здания Курманаевского детского сада «Солнышко» – 20 000,0 тыс. рублей, а также за счет средств районного бюджета направлено на капитальный ремонт – 1 990,4 тыс. рублей.
Средства на реализацию социально-значимых мероприятий, в объеме 1 541,0 тыс. рублей, в 2024 году были направлены на софинансирование расходов по ремонту автомобильных дорог по ул. Ленина с. Михайловка, ул. Молодежная с. Курманаевка (софинансирование в рамках реализации инициативных проектов – 350,0 тыс. рублей), а также на ремонт пищеблока МБОУ «Волжская СОШ» – 931,0 тыс. рублей, на приобретение сценических костюмов для коллектива САВАНАС»- 260,0 тыс. рублей.
Вопросы в сфере социальной политики в 2024 году профинансированы в сумме 35,2 млн. рублей, 96% от предусмотренного планового размера. Доля их невелика – 4 % – и представлена средствами областного бюджета на реализацию переданных полномочий Оренбургской области.
Основную часть расходов составляют расходы на охрану семьи и детства – 30,3 млн. рублей.
В данном разделе представлены также расходы на выполнение полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 14,0 млн. руб., обеспечены жилыми помещениями 8 сирот.
Еще одним мероприятием в сфере социальной политики является предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья. В 2024 году на эти цели направлено 3,2 млн. рублей из средств федерального и областного бюджетов. 3 молодые семьи района улучшили свои жилищные условия.
Расходы на финансирование учреждений культуры в 2024 г. составили 58,4 млн. руб., в том числе за счет МБТ на реализацию передаваемых от сельских поселений полномочий – 34,6 млн. руб. Основным направлением расходов в сфере культуры стало выполнение «майских» указов Президента.
В рамках реализации регионального проекта «Современный облик сельских территорий» проведен капитальный ремонт Курманаевской ДШИ. Расходы составили 19 110,1 тыс. рублей. (ФБ – 16 015,7 тыс. рублей, ОБ- 667,4 тыс. рублей, МБ – 516,0 тыс. рублей, внебюджет – 1 911,0 тыс. рублей).
В целях поддержки отрасли культуры (библиотеки) было направлено на пополнение библиотечного фонда 363,5 тыс. рублей (ФБ – 295,1 тыс. рублей, ОБ- 64,8 тыс. рублей, МБ- 3,6 тыс. рублей).
На финансирование мероприятий в сфере физической культуры и спорта направлено 17,1 млн. рублей с приростом на 300 % к уровню прошлого года.
На приобретение и установку мини-футбольного поля направлено 11 017,4 тыс. рублей (ОБ- 7 916,7 тыс. руб.).
Расходы на национальную безопасность осуществлены в сумме 6,0 млн. руб.
Общегосударственные вопросы осуществлены в сумме 101,9 млн. руб. с ростом к уровню 2023 года на 18 %.
В 2024 году поддержка экономики района из бюджета составила 17,5 млн. рублей, с приростом к предыдущему году на 33 %.
В составе расходов на экономику: 5,7 млн. рублей расходы на сельское хозяйство, расходы на содержание МФЦ – 5,7 млн. рублей, управление земельно-имущественным комплексом – 2,8 млн. рублей.
Сфера ЖКХ в районном бюджете – это расходы бюджета по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан 2,4 млн. руб. В 2024 году обеспечен жилыми помещениями 1 представитель данной категорий граждан.
Прошедший год также отмечен значительным объемом финансовой помощи бюджетам сельских поселений. В прошлом году на финансовую поддержку бюджетов сельских поселений направлено 41,6 млн. рублей в качестве дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из областного бюджета. В форме иных дотаций сельским поселениям направлено 34,8 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2025 года (как и на начало года) просроченная кредиторская задолженность муниципальных учреждений отсутствует.
Фактические расходы бюджета осуществлены с превышением доходов над расходами. Финансовый год закрывается с дефицитом, его размер составил 22,1 млн. рублей.
Муниципальный долг Курманаевского по состоянию на 01.01.2025 отсутствует, что является следствием реализации основных направлений долговой политики.
Кредиты в кредитных организациях не оформлялись, бюджетные кредиты из бюджетов бюджетной системы РФ не предоставлялись.
В результате реализации плана консолидации бюджетных средств экономический эффект составил 4,1 млн. рублей.
В 2024 году продолжена работа по еще одному важному направлению бюджетной политики – вовлечению граждан в бюджетный процесс. Четыре сельских поселения (Михайловский, Покровский, Ромашкинский и Кутушинский сельсоветы) стали победителями областного отбора проектов инициативного бюджетирования на 2025 год.
На уровне района организован конкурс сельских поселений, реализующих на своей территории инициативные проекты, предусматривающий поощрение активных участников. В прошлом году 3 поселения – Курманаевский, Ромашкинский и Кандауровский сельсоветы – получили финансовую поддержку из районного бюджета
Традиционно особое внимание в прошедшем году финансовым отделом уделялось вопросу открытости и прозрачности бюджетных данных: сформирована интернет-брошюра «Бюджет для граждан», проведены дни финансовой грамотности, расширенная информация о бюджете и бюджетном процессе размещается в районной газете и на сайте финансового отдела, мы принимаем активное участие в областных конкурсах финансовой направленности. Для тех, кто хочет быть в центре событий и ориентироваться в бюджетном процессе работаем в аккаунтах социальных сетей.
В заключение надо сказать, что потребность в финансах почти всегда превышает имеющиеся ресурсы. Однако в целом, несмотря на непростую обстановку и ограниченность бюджетных средств, в течение года была обеспечена бесперебойная работа всех муниципальных учреждений и цели, которые ставились при утверждении бюджета – обеспечение его сбалансированности и устойчивости – достигнуты.
Заместитель главы района по финансово-экономическим вопросам, начальник финансового отдела Юлия Скворцова.