Финансовый отдел администрации Курманаевского района предоставил итоги исполнения бюджета за 2024 год

23 мая Советом депутатов Курманаевского района принят отчет об исполнении районного бюджета за 2024 год.

Первоначально утвержденный размер районного бюджета составлял 746,7 млн. рублей по доходам и расходам, без дефицита. В течение года 2 раза в районный бюджет вносились изменения, в результате которых доходная часть увеличилась на сумму 31,9 млн. рублей и составила 778,7 млн. рублей, расходная часть приросла на 76,1 млн. рублей и составила 822,9 млн. рублей. Основные параметры исполнения плановых значений представлены в следующей таблице.

Традиционно в структуре доходов районного бюджета основная часть – это безвозмездные поступления – 60 %, доля налоговых платежей – 29 %, неналоговых поступлений – 11 %.

Основным источником налоговых доходов районного бюджета – 83 % продолжает оставаться налог на доходы физических лиц (НДФЛ). В 2024 году на территории района налоговой службой собрано 192,9 млн. руб., что на 48,9 млн. руб. больше уровня прошлого года. План поступлений исполнен на 109,7 %. Значительную долю поступлений обеспечили налогоплательщики нефтяной отрасли.

Следующий налоговый источник – налоги на совокупный доход – это налоги, уплачиваемые при применении специальных режимов налогообложения. Исполнены в размере 101,8 % к уточненному плану, а к первоначальному, рассчитанному ИФНС плану получено дополнительно 14,0 млн. рублей.

Прочие доходы, включая доходы от государственной пошлины, взимаемой за осуществление юридически значимых действий, составили 3,1 млн. рублей, что составило 118,3 % к уточненному плану, что на 1,0 млн. рублей больше уровня 2023 года.

Вторая составляющая часть рассматриваемой группы доходов – неналоговые доходы, в составе которых: доходы от аренды и продажи муниципального имущества, платные услуги, плата за пользование природными ресурсами и штрафы. Поступление неналоговых доходов за 2024 год увеличилось на 4,9 млн. руб. к уровню прошлого года и составило 85,0 млн. рублей.

Следующая и большая часть доходов – безвозмездные поступления. Из областного и федерального бюджетов в 2024 году в районный бюджет направлено 479,4 млн. рублей, увеличение поступлений к уровню 2024 года – 77,5 млн. рублей. В общем объеме безвозмездных поступлений:

– субвенции составляют 51 % (242,6 млн. руб. с увеличением к 2023 на 30,1 млн. рублей);

– дотации составляют 19 % (92,4 с уменьшением к 2023 на 21,7 млн. рублей);

– иные межбюджетные трансферты – 14 % (66,8 млн. руб. с ростом на 13,9 млн. рублей к уровню 2023 года);

– субсидии составляют 15 % (73,4 млн. руб. с увеличением на 52,9 млн. рублей к уровню 2023 года).

В прошлом году в составе прочих безвозмездных поступлений имели место средства пожертвований на определенные цели в сумме 4,2 млн. рублей.

В целом же исполнение доходной части бюджета осуществлено в соответствии с уточненными плановыми показателями на 102,2 %. Общая сумма расходов районного бюджета на 2024 год утверждена в сумме 822,9 млн. рублей, исполнение составило 817,7 млн. рублей или 99 % от плана. Увеличение расходов к уровню 2023 года – 204,8 млн. рублей. В течение года своевременно и в полном объеме выплачивалась заработная плата работникам бюджетной сферы, обеспечены текущие расходы и отсутствие просроченной задолженности по обязательствам муниципальных учреждений.

Говоря о расходах районного бюджета, отмечу их программный характер. В 2024 году было реализовано 16 муниципальных программ. Фактическое исполнение составило 804,6 млн. рублей, доля программных расходов – 98,4 % районного бюджета. В текущем году осуществлена оценка эффективности реализации МП и оценки из 19 действующих муниципальных программ, все 19 имеют высокий уровень эффективности.

В рамках реализации национального проекта «Образование», регионального проекта «Успех каждого ребенка» в 2024 г. произведен ремонт спортивного зала Гаршинской школы, расходы составили 3,6 млн. рублей.

Выполнение задач, поставленных в «майских» указах Президента, были взяты на особый контроль, осуществлялся постоянный мониторинг реализации мероприятий региональных проектов, в том числе – в рамках проектной деятельности Администрации района. Совместно с главными распорядителями бюджетных средств проведена интеграция показателей региональных проектов в муниципальные программы.                 

Приоритетным направлением работы в течение года стало достижение показателей средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы. Показатели, установленные соглашениями с органами исполнительной власти Оренбургской области, достигнуты.

Основную долю в расходах районного бюджета – 55 % – составляют расходы на оплату труда и страховые взносы (451,6  млн. рублей).

Районный бюджет в 2024 году сохранил свою социальную направленность.

На финансирование отраслей социальной сферы израсходовано 613,1 млн. рублей, что составляет 75 % от общего объема расходов районного бюджета.

Самые значительные расходы произведены на образование – это 502,3 млн. рублей, что составляет 82 % расходов на социальную сферу и 61 % от общего объема расходов районного бюджета.

В рамках реализации проекта «Точка роста» произведен капитальный ремонт в МАОУ «Андреевская СОШ», расходы составили 5 200,0 тыс. рублей.

В рамках реализации мероприятий, направленных на модернизацию объектов муниципальной собственности для размещения дошкольных образовательных организаций в  Гаршинском д/с проведены работы по замене кровли размере 5 800,0 тыс. рублей и Ефимовском д/с на сумму 6 200,0 рублей.

В рамках реализации регионального проекта «Современный облик сельских территорий» проведен капитальный ремонт ЦДТ с. Курманаевка. Расходы составили 19 339,5 тыс. рублей (в т. ч. средства МБ- 518,2 тыс. рублей, спонсоры – 2 067,0 тыс. рублей). Кроме этого средства районного бюджета направлялись на установку системы противопожарной защиты, видеонаблюдения и другое – 1 135,0 тыс. рублей.

За счет средств дотации на выравнивание из областного бюджета, проведен капитальный ремонт здания Курманаевского детского сада «Солнышко» – 20 000,0 тыс. рублей, а также за счет средств районного бюджета направлено на капитальный ремонт – 1 990,4 тыс. рублей.

Средства на реализацию социально-значимых мероприятий, в объеме 1 541,0 тыс. рублей, в 2024 году были направлены на софинансирование расходов по ремонту автомобильных дорог по ул. Ленина с. Михайловка, ул. Молодежная с. Курманаевка (софинансирование в рамках реализации инициативных проектов – 350,0 тыс. рублей), а также на ремонт пищеблока МБОУ «Волжская СОШ» – 931,0 тыс. рублей, на приобретение сценических костюмов для коллектива САВАНАС»- 260,0 тыс. рублей.

Вопросы в сфере социальной политики в 2024 году профинансированы в сумме 35,2 млн. рублей, 96% от предусмотренного планового размера. Доля их невелика – 4 % – и представлена средствами областного бюджета на реализацию переданных полномочий Оренбургской области.

Основную часть расходов составляют расходы на охрану семьи и детства – 30,3 млн. рублей.

В данном разделе представлены также расходы на выполнение полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 14,0 млн. руб., обеспечены жилыми помещениями 8 сирот.

Еще одним мероприятием в сфере социальной политики является предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья. В 2024 году на эти цели направлено 3,2 млн. рублей из средств федерального и областного бюджетов. 3 молодые семьи района улучшили свои жилищные условия.

Расходы на финансирование учреждений культуры в 2024 г. составили 58,4 млн. руб., в том числе за счет МБТ на реализацию передаваемых от сельских поселений полномочий – 34,6 млн. руб. Основным направлением расходов в сфере культуры стало выполнение «майских» указов Президента.

В рамках реализации регионального проекта «Современный облик сельских территорий» проведен капитальный ремонт Курманаевской ДШИ. Расходы составили 19 110,1 тыс. рублей. (ФБ – 16 015,7 тыс. рублей, ОБ- 667,4 тыс. рублей, МБ – 516,0 тыс. рублей, внебюджет – 1 911,0 тыс. рублей).

В целях поддержки отрасли культуры (библиотеки) было направлено на пополнение библиотечного фонда 363,5 тыс. рублей (ФБ – 295,1 тыс. рублей, ОБ- 64,8 тыс. рублей, МБ- 3,6 тыс. рублей).

На финансирование мероприятий в сфере физической культуры и спорта направлено 17,1 млн. рублей с приростом на 300 % к уровню прошлого года.

На приобретение и установку мини-футбольного поля направлено 11 017,4 тыс. рублей (ОБ- 7 916,7 тыс. руб.).

Расходы на национальную безопасность осуществлены в сумме 6,0 млн. руб.

Общегосударственные вопросы осуществлены в сумме 101,9 млн. руб. с ростом к уровню 2023 года на 18 %.

В 2024 году поддержка экономики района из бюджета составила 17,5 млн. рублей, с приростом к предыдущему году на 33 %.

В составе расходов на экономику: 5,7 млн. рублей расходы на сельское хозяйство, расходы на содержание МФЦ – 5,7 млн. рублей, управление земельно-имущественным комплексом – 2,8 млн. рублей.

Сфера ЖКХ в районном бюджете – это расходы бюджета по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан 2,4 млн. руб. В 2024 году обеспечен жилыми помещениями 1 представитель данной категорий граждан.

Прошедший год также отмечен значительным объемом финансовой помощи бюджетам сельских поселений. В прошлом году на финансовую поддержку бюджетов сельских поселений направлено 41,6 млн. рублей в качестве дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из областного бюджета. В форме иных дотаций сельским поселениям направлено 34,8 млн. рублей.

По состоянию на 1 января 2025 года (как и на начало года) просроченная кредиторская задолженность муниципальных учреждений отсутствует.

Фактические расходы бюджета осуществлены с превышением доходов над расходами. Финансовый год закрывается с дефицитом, его размер составил 22,1 млн. рублей.

Муниципальный долг Курманаевского по состоянию на 01.01.2025 отсутствует, что является следствием реализации основных направлений долговой политики.

Кредиты в кредитных организациях не оформлялись, бюджетные кредиты из бюджетов бюджетной системы РФ не предоставлялись.

В результате реализации плана консолидации бюджетных средств экономический эффект составил 4,1 млн. рублей.

В 2024 году продолжена работа по еще одному важному направлению бюджетной политики – вовлечению граждан в бюджетный процесс. Четыре сельских поселения (Михайловский, Покровский, Ромашкинский и Кутушинский сельсоветы) стали победителями областного отбора проектов инициативного бюджетирования на 2025 год.

На уровне района организован конкурс сельских поселений, реализующих на своей территории инициативные проекты, предусматривающий поощрение активных участников. В прошлом году 3 поселения – Курманаевский, Ромашкинский и Кандауровский сельсоветы – получили финансовую поддержку из районного бюджета

Традиционно особое внимание в прошедшем году финансовым отделом уделялось вопросу открытости и прозрачности бюджетных данных: сформирована интернет-брошюра «Бюджет для граждан», проведены дни финансовой грамотности, расширенная информация о бюджете и бюджетном процессе размещается в районной газете и на сайте финансового отдела, мы принимаем активное участие в областных конкурсах финансовой направленности. Для тех, кто хочет быть в центре событий и ориентироваться в бюджетном процессе работаем в аккаунтах социальных сетей.

В заключение надо сказать, что потребность в финансах почти всегда превышает имеющиеся ресурсы. Однако в целом, несмотря на непростую обстановку и ограниченность бюджетных средств, в течение года была обеспечена бесперебойная работа всех муниципальных учреждений и цели, которые ставились при утверждении бюджета – обеспечение его сбалансированности и устойчивости – достигнуты.

Заместитель главы района по финансово-экономическим вопросам, начальник финансового отдела Юлия Скворцова.

Поделиться
Яндекс.Метрика
Настоящий сайт использует средства сбора метрических данных, а также персональных данных, в том числе с использованием внешних форм. Продолжая использование сайта, вы выражаете согласие на обработку ваших персональных данных, включая сбор и анализ метрических данных.