На берегу дети делают первые шаги, а потом перед ними открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Однако это не значит, что они должны совсем оторваться от берега.
Мероприятие по актуальной в Год семьи теме «Семья: ценности, традиции и современные вызовы» прошло в формате круглого стола 23 октября в Центре детского творчества. Участниками и слушателями заседания районного школьного совета родителей стали его члены из школ района, выступила перед которыми главный специалист отдела образования администрации района А.Т. Мусина.
Алия Темирбулатовна рассказала о важном процессе взаимодействия родителей со школой. Акцентировала внимание, что совет родителей – одна из структур содействия общеобразовательному учреждению в осуществлении воспитания и обучения детей, укреплению связей между семьёй и школой. У совета родителей есть собственное положение, состав и председатель, которого А.Т. Мусина представила новым членам совета родителей. Председателем в текущем учебном году путём голосования избрана Ирина Анатольевна Коноплёва.
Опытом работы поделилась с аудиторией председатель совета родителей Курманаевской школы Г.М. Полякова, которая рассказала об основных задачах совета – о включении родителей в совместную со школой воспитательную и воспитывающую деятельность, а также об оказании помощи классному руководителю по сплочению родительского коллектива и выявлению проблемных семей, нуждающихся в защите и помощи. Галина Михайловна отметила, что на заседаниях рассматриваются вопросы безопасности, занятости детей, проводятся рейды по проверке посещаемости уроков и внешнего вида школьников, контроль за организацией и качеством питания. Обязательно привлечение родительского сообщества к проведению массовых праздничных мероприятий в классе и школе. Итогом выступления стал вывод, что собрание совета родителей – одна из действенных форм работы школьного коллектива.
Стратегия воспитания – патриотическая
Затем А.Т. Мусина довела информацию о состоянии воспитательной работы в общеобразовательных организациях, подчеркнув, что основное направление – патриотическое – увековечивается память Героев, работников образования, выпускников школ, участников СВО.
– В Курманаевском районе три школы носят имена Героев Советского Союза и Героя России: Костинская – имени К.С. Солдатова, Ефимовская – имени Г.М. Манакова, Кандауровская – имени А.В. Воробьёва. В шести учреждениях установлены мемориальные доски участникам специальной военной операции, – напомнила выступающая. – В Спортивной школе ежегодно проводятся ставшие традиционными турниры по волейболу, баскетболу, лёгкой атлетике, посвящённые памяти педагогов В.И. Глинушкина, В.Г. Пачина, Ю.А. Правосудова, Ф.Т. Самохиной. В ЦДТ проводится краеведческая конференция памяти земляка-краеведа Н.И. Тимофеева.
Алия Темирбулатовна говорила о развитии движения детей и молодёжи, деятельности советников директоров по воспитанию в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ», юнармейских отрядов. Вместе с участниками заседания порассуждали о значимости курсов внеурочной деятельности «Разговоры о важном», «Россия – мои горизонты», «Начальная военная подготовка», «Семьеведение».
А.Т. Мусина акцентировала внимание на повышении активности обучающихся – участников конкурсов профессионального мастерства. Хорошие результаты показали в прошлом учебном году наши школьницы в компетенциях «Преподавание в младших классах» и «Ногтевой сервис» в региональном этапе по профессиональному мастерству «Профессионалы» категории «Юниоры». Сборная команда района «Профи 56» достойно выступила на областном конкурсе команд отрядных вожатых «PRO#КОМАНДА56».
Для работы по предупреждению правонарушений и преступлений, укреплению дисциплины среди учащихся в школах созданы советы профилактики. Муниципальной инициативой стало ежегодное проведение военно-спортивных соревнований «Один день в армии» для обучающихся, состоящих на различных видах профилактического учёта.
Специалист отдела образования подробно остановилась на развитии в школах четырёх направлений – спортивных клубов, медиацентров, школьных музеев и театров. При подготовке материала к печати в «Азбуке воспитания» попалось мне интересное выражение: «Нужно разбудить у ребёнка интерес к чтению, музыке. Нужно, чтобы он узнал, что такое симфонический оркестр не из телевизора, а побывав на концерте».
Фундамент для взаимопонимания
Диалог о ценностях и традициях, о проблемах и вызовах, с которыми сталкиваются семьи в современном мире, продолжился выполнением творческих заданий. Присутствующие родители заполнили семейное дерево, порассуждали о необходимости знания родословной.
– Дерево жизни – символ истории. Заполнение своей родословной – это увлекательное путешествие в прошлое. Оно позволяет вспомнить предков, узнать истории их жизни, выяснить семейные традиции, – сделали выводы участники.
Знание истории семьи, в первую очередь, помогает детям понять себя, получить ответы на вопросы, откуда они пришли, как формировались характер и устои семьи, во-вторых, укрепляет родственные связи, приучает к ответственности, совместному поиску решений.
Затем родителям предложили прослушать тексты-притчи, определить в них и записать в предложенную схему-дом семейные ценности.
– Дом, построенный на прочном фундаменте, с надёжными стенами, с крепкой крышей и уютным интерьером – это место, где царят любовь и счастье, где хочется жить и созидать, куда хочется возвращаться. Ваши дети – будущее семьи, а вы те, кто передаёт им ценности, укрепляющие семью, – подытожила Алия Темирбулатовна.
За круглым столом, работая в подгруппах, разобрали условные проблемы-ситуации, так называемые современные вызовы, нередко возникающие в семейных коллективах, например, переезд в другой город или страну, развод родителей, вахтовый метод работы одного из супругов, сложности с финансами, поколенческие конфликты. Искали и формулировали решения. Вместе обсудили получившиеся результаты работы групп, обменялись мнениями и идеями.
– Важно помнить, что решения проблем – это всегда совместная работа всех членов семьи. Открытость, взаимопонимание, поддержка помогут преодолеть любые трудности и укрепить семейные узы, – такой вывод стал определяющим для всех предложенных современных вызовов.
В завершение этой части заседания участники получили рекомендации для родителей, которые они могут использовать в своих школах.
Ключевым моментом стало обсуждение совместного времяпровождения – отличная альтернатива гаджетам, телефонам и телевизору – настольные игры.
– Детям важно не количество денег, потраченных на них, и не количество часов, проведённых за работой во благо их учёбы, а время, проведённое с родителями. Самые яркие детские воспоминания связаны с общими играми, прогулками, разговорами. Внимание, забота и поддержка со стороны родителей формируют в детях чувство безопасности, любви, а значит и счастливое детство, – таков вердикт районного совета родителей.
В воспитании, как в математике: нарушишь порядок действий – получишь неверный результат. От простого к сложному, от малого к большему, и так во всём – в учёбе, в игре, в закалке.
В итоге заседания участники сошлись во мнении, что ребёнок – это личность, которую нужно направить, инициировать к росту, развитию и движению, а для этого надо быть с ним на равных, на шаг ближе.
Фото Ларисы Фоминой.